История
— преподаватель Степанов В.В.
13.05.2020
Тема
урока: "Новая экономическая политика
(нэп).
Образование
СССР".
Цели
урока: -
раскрыть
суть и значение нэпа;
-
указать
причины перехода к новой экономической
политике;
-
сравнить нэп
с политикой "военного коммунизма";
-
выяснить
причины, цели, предпосылки, принципы
создания Союза.
1.
Начало
перехода к нэпу - X
съезд РКП (б) - март 1921 г.
Нэп
- новая экономическая политика.
а)
Причины перехода к нэпу:
рост
недовольства Советской властью
(в начале 1921 г.
Кронштадский,
Тамбовский и др. мятежи привели к
политическому
кризису.
Те, кто ещё совсем недавно поддерживали
советскую власть,
были
недовольны экономическими поборами).
Ленин
В.И., заботясь
о сохранении власти Советов, принимает
решение
о переходе к
нэпу.
б)
Цель нэпа: с
помощью рыночных отношений оживить
экономику,
преодолеть
голод и разруху.
в)
Мероприятия нэпа:
-
замена продразвёрстки продналогом.
Суть
замены:
-
продналог меньше продразвёрстки;
-
продналог объявлялся заранее (накануне
посевной);
-
продналог не мог быть увеличен в течение
года.
Все
излишки с/х продукции после выполнения
налога оставались у
крестьянина,
который получал материальный стимул
для развития
своего
хозяйства, мог свободно распоряжаться
ими, т. е. торговать.
-
Разрешение на свободную торговлю
(если
в военное время частная торговля
порождала спекуляцию, то в
мирное
время свободная
торговля при сохранении
командных
высот
экономики в руках государства
поможет оживить
хозяйство,
получить
сырьё и продовольствие для восстановления
промышленности).
-
Перевод государственных предприятий
на хозрасчёт и
самоокупаемость,
самоуправление.
Свобода
торговли приводила к разрушению
государственной монополии
в
управлении промышленностью в городе.
Предприятия
могли по своему усмотрению распоряжаться
частью своей
продукции.
Вводилось материальное стимулирование
рабочих.
Многие
предприятия отдавались в аренду частным
лицам.
-
Денационализация мелкой и средней
промышленности.
Мелкие
и ряд средних предприятий возвращались
прежним владельцам,
т.е.
отменялся декрет о национализации всей
мелкой и кустарной
промышленности
(крупная
промышленность оставалась под контролем
государства).
Денационализация
- передача
государственной собственности в
частные
руки.
-
Формирование нэпманской буржуазии
(нэпманов): представители
старой
буржуазии (от 30 до 50%), выходцы из крестьян,
кустарей,
служащих.
г)
Трудности перехода к нэпу.
Осуществление
нэпа началось в неблагоприятных условиях:
топливный
кризис
породил транспортный кризис (изношенность
парка вагонов и
паровозов).
Поезда
ходили редко, на станциях скапливались
толпы людей, что
осложняло
демобилизацию армии. Усиливался
продовольственный
кризис,
росли преступность, безработица, начались
массовые эпидемии:
тиф,
оспа и т. д.
1921
г. - обширные районы (житницы страны) -
Поволжье, Кавказ,
Украина,
Крым охватила засуха. Начался голод.
Бегство людей из
голодающих
районов.
д)
Итоги и значение нэпа:
-
через полтора года удалось преодолеть
голод;
-
рубль стал одной из твёрдых мировых
валют;
-
к 1927 г. по темпам промышленного производства
был превзойдён
1913
г.
В
1929 г. на смену нэпу придёт командно
-административная экономика,
т.
к. нэп не мог существовать в условиях
идеологии коммунизма
(обобществления
производства).
2.
Образование СССР на I
Всесоюзном съезде Советов -
30
декабря 1922 г.
СССР
- Союз Советских Социалистических
Республик.
а)
Принципы создания Союза.
Существовали
две точки зрения по вопросу о национально-
государственном
устройстве страны:
-
И.В.Сталин (план автономизации)
- вхождение республик в состав
РФ,
подчинение их единому центру.
-
В.И.Ленин (план федерации)
- добровольное объединение
республик
на основе их полного равноправия и
суверенности.
Федерация
- форма
национально-государственного устройства,
при
которой
входящие в состав единого государства
республики,
подчиняются
единому центру.
На
съезде с декларацией об образовании
СССР выступил И.В.Сталин.
В
основу декларации были положены идеи
Ленина о федерации,
равноправии,
суверенитете, свободе выхода республик
из Союза.
б)
Решения съезда:
-
провозгласил образование СССР в составе
4 -х союзных
республик:
РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Грузия,
Армения,
Азербайджан).
РСФСР
- Российская
Советская Федеративная Социалистическая
Республика.
УССР
- Украинская
Советская Социалистическая Республика.
БССР
- Белорусская Советская Социалистическая
Республика.
ЗСФСР
- Закавказская Советская Федеративная
Социалистическая
Республика.
Позже
СССР пополнился остальными республиками
(всего их было
15).
-
съезд утвердил конституционные документы:
декларацию об
образовании
СССР и договор РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР
об
образовании
СССР.
На
основании этих двух документов была
создана первая
Конституция
СССР (утверждена на II
Всесоюзном съезде
Советов
в январе 1924 г.).
Конституция
СССР провозглашала:
Союз
"является добровольным объединением
равноправных
народов;
за
каждой республикой сохраняется право
свободного выхода из
Союза;
доступ
в Союз открыт всем советским республикам".
Самостоятельная
работа.
Тема
"Новая экономическая политика (нэп).
Образование
СССР".
1.
Заполните сравнительную таблицу:
"Политика
"военного коммунизма" и нэп".
Линии
сравнения
(основные
меры
политики)
|
"Военный
коммунизм"
|
Нэп
|
2.
Выпишите в словарь терминов в тетради
основные понятия темы и
дайте
им определения: денационализация,
федерация, хозрасчёт,
самоокупаемость;
расшифруйте
аббревиатуры: нэп, СССР, УССР, БССР,
РСФСР, ЗСФСР.
3.
Выпишите в хронологический словарь
основные даты темы и
поясните
их.
4.
Заполните пробелы, дописав предложения:
а)
по вопросу о национально-территориальном
устройстве России
существовали
две точки зрения, которые принадлежали
..........;
б)
в основу создания Союза был положен
план ........, предложенный ......;
в)
первоначально в состав Союза входили
.........;
г)
образование СССР было провозглашено
на .......;
д)
первая Конституция СССР была создана
на основании....... и
утверждена
на.....;
е)
на смену продразвёрстке пришёл...,
преимущества которого
заключались
в....; .
ж)
свободная торговля способствовала в
период нэпа....., а в период
"военного
коммунизма" привела к .......;
з)
переход к нэпу был необходим, чтобы ...…
5.
Заполните таблицу:
"Принципы
построения СССР как
единого
многонационального государства":
Автор
проекта |
Суть
проекта |
Комментарии
Отправить комментарий